Арсению в то лето исполнилось шесть лет, и родители на каникулы отправили его в деревню к дедушке. Дед жил аскетично, с родственниками общался мало и редко, но внука принял хорошо.
– Не пропадём! – взъерошил Виктор Иванович копну густых волос мальчишки и прижал к себе. Отец махнул на прощание и уехал.
– Ну, внук, пошли в избу.
Внутри пахло совсем иначе, не так как в городской квартире. И звуки были совершенно другие. Дед усадил внука на высокий стул и налил стакан козьего молока.
День дотянулся до вечера. Арсений слонялся по двору, пока дед управлялся по хозяйству.
– Держи, – мужчина подал мальчику литровую железную кружку с зерном, – насыпь курицам за баней. Арсений с интересом схватил кружку одной рукой и не удержал. Золотые крупинки полетели на траву.
– Руки слабенькие у тебя, ничего! Не страшно, подбери, что сможешь.
Внук кинулся собирать зерно и немного захандрил. В городе ему было чем заняться: можно было поиграть на компьютере или приставке, посмотреть телевизор, сбегать во двор и встретиться с друзьями. А тут. Мать не утруждала сына домашними делами. А дед... ещё и рассыпал.
Вечером после ужина Арсению стало совсем тоскливо. Он сел на табуретку к окну и начал смотреть на улицу. Картинка почти не менялась. Дом стоял на пригорке, вдали от ближайшей улицы. Кругом – огороды и в основном заброшенные домики.
– Дед, а что у тебя даже телевизора нет? – поинтересовался внук.
– А зачем он мне? У меня радио есть, я дела по дому делаю и слушаю.
– Телевизор смотрят, там передачи другие. Скучно ж одному жить, а так с телевизором.
– Скучно, это точно. Но лето ты гостить будешь, некогда скучать, – а после добавил, – ну, вот как-то не срослось телевизор купить. В деревню дорогие только привозят, а пенсия нынче, брат, маленькая. Арсений задумался. У них в семье три телевизора: на кухне для мамы, в зале и еще один у Арсения в комнате. И не думал он, что этот плоский экран такой дорогой, не интересовался.
– В шкафу, где-то внизу, карандаши были и бумага, ты поищи. Порисуй мне на память, – подмигнул дед внуку. Арсений открыл скрипучую дверь и полез в шкаф. Что-то внутри неожиданно зазвенело. Арсений раздвинул висевшие на вешалках рубашки и увидел пиджак деда с медалями и орденами.
Круглые разноцветные монетки на ленточках так близко Арсений видел впервые. Он рассмотрел их. Потрогал. Холодные. И спросил у деда:
– Они настоящие?
– Кто, карандаши? Настоящие, – ответил Виктор Иванович.
– Нет, медальки.
– Конечно, – дед подошёл к шкафу и достал пиджак. Виктор Иванович положил его аккуратно на кровать и стал рассказывать, какую медаль за что получил. Арсений рот открыл от удивления. Он и не предполагал, что его дед – герой, что воевал. Никогда его с 9 Мая не поздравляли, мать не рассказывала об этом.
– Страшно было? – поинтересовался Арсений.
– Бывало, ни без этого. Война же, – дед убрал пиджак в шкаф, – держи карандаши, нарисуй мне что-нибудь.
Внук сел за стол и задумался, что бы ему такое нарисовать. А руки сами указали. На прямоугольной чёрной полочке стоял огромный почти во весь лист телевизор. Арсений пыхтел, пытаясь разукрасить рисунок. Карандаши немного подсохли и оставляли на бумаге борозды.
– Красиво, – похвалил дед, – вон какой телевизор у меня есть, зачем мне настоящий?
– Дед, а ты медали продай, я слышал они дорого стоят, на телевизор, наверное, хватит.
– Кому нужны мои медали, кроме меня. Это память, – ответил дед.
И разговор этот забылся. Июнь пролетел, июль взялся за своё. И вот в одно воскресное утро подъехала машина к воротам. Вышел мужчина и подошёл к калитке. Дед поправлял забор в конце огорода. Арсений увидел приезжего и выбежал во двор.
– Привет!
– Здравствуйте, – ответил Арсений.
– А дед где?
– В огороде. Позвать? – мальчик махнул рукой.
– Я медали, иконы покупаю, сказали, здесь ветеран живёт, есть чего продать?
– А медали дорого берёте? – заинтересовался мальчик, – на телевизор хватит?
– Смотря какие, неси, посмотрю.
– Я сейчас, – кинулся в дом Арсений.
Дед увидел незнакомца, метнувшегося в дом внука и поспешил к калитке.
Когда Арсений выбежал с пиджаком на улицу, скупщика уже не было, уехал.
– Эй, эй, погодь. Ты чего?
– Я, я..., телевизор, – запинался Арсений.
Дед забрал у внука пиджак.
– Эти медали для меня, что телевизор. Смотрю на них и, кажется, повернись – и вот он бой, не закончилась война. Это память, слышишь. Они бесценные. И никогда, ни при каких обстоятельствах медали не продам. После меня тебе достанутся. И ты их береги, не продавай. Память о деде будет. Достанешь, посмотришь и меня вспомнишь.
* * *
Уже много лет прошло с того лета. Арсений вырос и теперь у него у самого семья и два сына. В мае на шествие Бессмертного полка семья Ивановых выходит в полном составе. На фотографиях – ветераны с медалями и орденами. Чтобы помнили, чтобы не повторилось горе.
Наталья Сысойкина.
Уважаемые читатели! Газета «Звезда» продолжает проект «Поклонимся великим тем годам…» Ждем от вас фотографии и рассказы о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Статьи можно прислать по поч-те или принести в редакцию газеты по адресу: г. Щучье, ул. Советская, 47, а также отправить на эл. адрес: zvezda-shuche@yandex.ru. Справки по телефонам: 2-71-90, 2-71-49.
Комментарии